Козина И.Ю.
Учитель физики МБОУ СОШ №5 Анапа Краснодарский край
Организация работы с одаренными детьми на уроках физики
(текст выступления на городском МО учителей физики)
 
В гениальности 1% таланта и 99% труда.
(Томас Алва Эдисон)
 
   Уже не первый год, проводив выпускников со двора школы, я анализирую, насколько эффективной была моя деятельность. Главным показателем эффективности моей работы считаю наличие учеников, которые в чем-то смогли превзойти меня при изучении физики. Не зря, значит, изо дня в день, я заходила в класс, и мы начинали урок.
   
   Можно сказать мне повезло, поскольку в моих классах всегда есть так называемые «одаренные» дети. Приступив к работе с такими детьми, решила для себя определить, чем же они отличаются от других. Согласно общепринятому мнению, одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности. Но для меня не только высокий интеллект является показателем одаренности. Каждый человек обладает уникальным мировоззрением, а у таких детей оно настолько особенное, что порой ребенку трудно даже общаться со своими сверстниками. Поэтому, работая с такими детьми, наряду с задачей раскрытия их способностей стараюсь, по-возможности, решать проблему социализации такого ребенка в обществе.
  
   Начиная с 7 класса искать таких ребят, я убедилась, что особые способности ребенка могут быть не раскрыты, поскольку такой ребенок еще не является активным участником учебного процесса. И дело совсем не в педагогах: в нашей школе прекрасные учителя! Дело в том, что это особые дети, дети «индиго», как их сейчас принято называть (хотя я не совсем согласна, что уместно такое сравнение). Возможно, ребенок еще не встретился с той областью знаний, которая ему интересна. Все мы знаем, как учился в гимназии юный Альберт Эйнштейн. Преподаватели не ставили ему выше тройки. В результате его теория относительности перевернула всю научную картину мира.
  
   Иногда учителя обращают внимание на отличников в классе, принимая их за одаренных детей, и начинают готовить их к различного рода олимпиадам. Ученик старается, учитель вкладывает свои силы в этого ученика, а результат не приходит. Это значит, что ученик добивался всего своим старанием, усердием, но глубоко проникнуть в изучаемое явление он не в состоянии в силу своих способностей. Учителю ни в коем случае нельзя разочаровываться и останавливаться на достигнутом. При правильно организованной работе с таким учеником можно добиться высоких результатов в обучении. Другое дело, если учитель смог разглядеть в, казалось бы, ничем не выдающемся ученике одаренного ребенка и организовал индивидуальную систему работы с ним. К примеру, моя ученица 8 класса занимает призовое место на городской олимпиаде по физике, удивляя этим как учителей, так и собственных родителей. До этого девочка не отличалась ни способностями, ни упорством, даже домашние задания выполняла с большим трудом. А на моем уроке она легко может начертить эквивалентную схему электрической цепи, хотя не каждый десятиклассник справится с этой задачей.
  
   Итак, несколько уроков достаточно для того, чтобы выявить одаренного ребенка. Дальнейшая задача заключается в выстраивании системы работы с такими детьми. 
  
   Основные принципы, на которых построена моя работа, заключаются в следующем:
*ученик должен стать активным участником учебного процесса. Для этого я создаю мотивацию к изучению конкретного материала через практическую направленность урока, создание учебных проблем, пробуждение интереса, положительных эмоций, возможность получения признания, общения при работе в группах и др.
*обучение, опираясь на зону актуального развития, продвигает ученика в зону ближайшего развития. Осуществить этот принцип возможно, применяя технологию проблемного обучения и метод проектов.
*На уроке необходимо создавать только положительный психологический климат, обучение строится на основе взаимного уважения и доверия.
*Ученик получает знания, в основном, через собственную деятельность, учитель является лишь наставником, направляет ученика к цели.
* Создание индивидуального плана обучения в соответствии с интеллектуальными потребностями каждого
  
   Основные формы организации работы с одаренными детьми
  
   *Внеклассная работа над проектом или научно-исследовательская деятельность.
Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. При этом ученик в процессе самостоятельного поиска решения проблемы познает саму структуру научного познания, что является важным этапом формирования научного мировоззрения. Мои ученики с удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.
 
  *Работа по подготовке к олимпиадам (поурочная, индивидуальные домашние задания, дополнительные занятия)
Участие в олимпиадах как нельзя лучше позволяет одаренному ученику раскрыть свои способности, стимулирует к систематическому, кропотливому труду. Подготовка к олимпиадам предполагает целенаправленное управление познавательной деятельностью отдельных учащихся. Я продумываю систему вопросов, задач, домашних экспериментальных заданий, решение которых возможно с опорой на зону ближайшего развития ученика. Подобные задачи ученики получают индивидуально на различных этапах урока, и в качестве домашней работы. Также я провожу дополнительные занятия, на которых мы разбираем задачи физических олимпиад прошлых лет. На такие занятия приглашаются учащиеся разных возрастов. При этом хорошую мотивацию для дальнейшего развития получает ученик, к примеру, 10 класса, который смог опередить старшего товарища. Организовывать деятельность учащихся на таких занятиях целесообразно в форме мозгового штурма, создавая атмосферу конкуренции, соперничества между группами и сотрудничества в группах. Продолжением такой формы работы является индивидуальное обучение учащихся среднего звена в краевой заочной школе «Юниор».
 
   *Нетрадиционные уроки (викторины, конференции, ролевые игры)
Проблема мотивации к обучению одаренных учеников успешно решается на нетрадиционных, нестандартных уроках. Поскольку для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, то они в полной мере могут раскрыть свой потенциал, участвуя в конференции, играя понравившуюся роль и др. Формы нетрадиционных уроков настолько многообразны, что позволяют решить проблему познавательного интереса всех групп учащихся в классе. При подготовке к подобному мероприятию я предоставляю ученикам возможность самостоятельно решать вопросы организации, инвентаря, методов судейства, поощрения, лишь направляя фантазию учеников в нужное мне, учителю, русло. Атмосфера сотрудничества и сопричастности каждого на этапах творческого поиска, организации, проведения мероприятия и рефлексии также позволяет решать многие воспитательные задачи, поставленные мною как классным руководителем.
 
   Заинтересовавшись проблемой организации работы с одаренными детьми на уроках физики, я пришла к выводу, что это бесконечная тема для самообразования, и можно долго перечислять формы и методы подобной работы. Лично я пришла к выводу, что как бы учитель не организовывал свою деятельность в этом направлении, главное, в чем нужно отдавать себе отчет- это предъявление повышенных требований к себе, как к личности, в первую очередь. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, развиваться, не останавливаясь на своем предмете. Да поймут меня не только физики, явление резонанса наступит, если мировоззрение ученика и учителя частично совпадет, и наступит резкое возрастание результата в обучении.