Педагогическая концепция
Формирование уникального личностного мировоззрения на уроках физики
 
Убеждение не может существовать
без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.
В.А. Сухомлинский
 
Мировоззрение - это парус, под которым мы плывем по жизни.
Как настроим парус, туда и приплывем.
Джим Рон
 
 
1. Обоснование выбора собственной педагогической концепции
2. Изучение вопросов развития научного мировоззрения в доступной методико-педагогической литературе
3. Собственная педагогическая деятельность
4. Список литературы
 
1. Обоснование выбора собственной педагогической концепции
 
Уважаемые коллеги!
   Приняв решение стать учителем физики, я проанализировала общественное мнение о моем предмете как о сложном, доступном для восприятия лишь узкому кругу одаренных учеников. Отвечая на вопрос, что Вы запомнили из школьного курса физики, большинство выпускников школы могли вспомнить, как на уроках они решали задачи про камни, брошенные под углом к горизонту, трансформаторы и конденсаторы. Поэтому передо мной встал вопрос, чему и как я буду учить, что я могу дать детям, помимо знаний основных физических законов. Также один вопрос не давал мне покоя: почему большинство школьников не понимают физику? Как можно не понять того факта, что все тела притягиваются к Земле, или почему нам больно, когда мы падаем? Ведь ребенок еще так тесно связан с природой, что осознание физических процессов должно происходить для него естественным образом.
   Мало того, мое становление как будущего педагога происходило в переломные для нашей страны времена, когда на смену старой советской системе обучения еще не пришла новая, общество потеряло ценностные ориентиры.
   По-прежнему общество требует, чтобы школа не только обучала, но и воспитывала, но на каких идеалах, ценностях строить мировоззрение современного школьника, теперь каждая школа решает по-своему.
   Вы, уважаемые коллеги, возможно, возразите мне, скажете, что я выявляю проблему мирового уровня и пытаюсь решить задачу, непосильную для решения учителем в реальной действительности. Однако, тут я смею возразить. Ведь физика как фундаментальная наука о природе обладает мощнейшим инструментом формирования научного мировоззрения и не воспользоваться им - просто преступление. На каждом уроке мы имеем дело с познанием законов природы. Даже если выпускник школы не вспомнит, в чем заключаются положения фундаментальных физических теорий, наш предмет дает возможность буквально «сделать прививку» критического отношения к миру. Ученик, который решал свои мировоззренческие проблемы Бытия не на приеме у ясновидящей, а на уроке физики, будет ориентироваться в море информации и никогда не станет жертвой мошенников всех уровней.
   Проанализировав педагогическую концепцию нашей школы, я пришла к выводу, что основные цели обучения и воспитания направлены на формирование и развитие ключевых компетентностей, необходимых современному выпускнику. В рамках намеченного пути развития школы я, совместно с коллективом единомышленников, приступила к разработке собственной педагогической концепции.
 
2. Изучение вопросов развития научного мировоззрения в доступной методико-педагогической литературе
 
   Прежде всего, определим, что понимать под мировоззрением. Приняв во внимание позиции философов, психологов, педагогов по этому вопросу, будем считать, что мировоззрение – это обобщённая система устойчивых взглядов, принципов, мыслей, идей, ценностей, чувств, убеждений и оценок, определяющая отношение человека к миру в целом, понимание своего собственного места в мире, оценка смысла своей жизни и деятельности, выбор определённых норм и методов поведения(1). Принято считать, что на уроках физики мы развиваем именно научное мировоззрения, но я на уроках пытаюсь интегрировать научное и философское мировоззрение, и, с осторожностью, научное и религиозное, как бы парадоксально это не звучало.
   В современной научно - методической литературе можно встретить целый набор синонимов, таких как: направления, компоненты, факторы, пути, элементы, методы, средства, которые, на наш взгляд, разными способами приводят практикующего педагога к достижению цели. Подобная терминологическая путаница может ввести в заблуждение начинающего педагога, поскольку классификация методов как способов достижения цели у разных авторов проводятся по разным основаниям.
   Выделим основные методы обучения, которые целесообразно применять для достижения цели формирования мировоззрения учащихся:
     1. Демонстрационный физический эксперимент;
     2. Домашние экспериментальные задания;
     3. Проектная и научно-исследовательская деятельность;
     4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей между изучаемыми явлениями;
     5. Установление основных закономерностей развития физики на уроке;
     6. Организация ролевых научных диспутов;
     7. «Мозговой штурм».
 

 
3. Собственная педагогическая деятельность
 
   Основные технологии, которые я использую для достижения поставленных целей, являются:
   Технология проблемного обучения
   Данная технология прочно закрепилась в современной школе, и традиционно дает высокий результат в обучении. Я создаю учебные проблемы , как правило, при постановке демонстрационного эксперимента, при моделировании домашних экспериментальных заданий, при осуществлении собственного проекта, при организации дискуссии на уроке и т.д. Проанализировав собственный опыт, я предпочитаю классифицировать учебные проблемы по длительности их воздействия и быстроте разрешения учащимся:
   1. Кратковременная (частная).
   Для примера приведу демонстрационный эксперимент, который я использую при изучении темы механический резонанс. Для постановки проблемы использую установку из набора грузиков разной массы, подвешенных на нитях разной длины. Учащиеся уверены, что крайний грузик, выведенный из положения равновесия, должен привести в колебательное движение ближайший грузик, но убеждаются, что это не так. Проблема разрешается быстро, поскольку наблюдение показывает, что грузик, вошедший в резонанс и грузик, являющийся источником колебаний, одинаковой длины. Учащиеся формулируют гипотезу. При необходимости моделируем контрольный эксперимент. Переходя к формуле для частоты колебаний, учащиеся сами объясняют явление и формулируют определение резонанса.
   Подобные ситуации легко моделируются, наглядны и решают целый комплекс педагогических задач. Систематически создавая подобные учебные проблемы, я имею возможность сформировать познавательный компонент мировоззрения. Это значит, что ученик, в дальнейшем, проектируя собственную познавательную деятельность в любой области знаний, владея методами научного познания, сможет правильно выстраивать свою деятельность. Итогом такой целенаправленной систематической работы станет формирование деятельностного компонента мировоззрения.
   2. Проблема, разрешаемая при осуществлении собственного проекта или научно- исследовательской работы
   Временные рамки разрешения данной проблемы варьируются от нескольких дней до целого учебного года. Практически любая тема урока может стать темой собственного проекта ученика. Например, интерес к способам увеличения или уменьшения трения приводит ученика к теме собственного проекта : «Современные способы борьбы с гололедом и экологические проблемы города». В зависимости от степени погружения в тему, результатом работы может стать либо выступление на уроке защиты проектов, либо собственная научно-исследовательская работа. Поскольку работа над собственным проектом требует от ученика волевых усилий, упорства, настойчивости, то можно говорить и о формировании эмоционально-волевого компонента мировоззрения.
   3. Проблема мировоззренческого характера
раскрывается учителем на протяжении всего курса обучения физике. Проблемы такого уровня можно поднимать только с учетом возрастных особенностей учащихся. Такие компоненты мировоззрения, как эмоционально- волевой и ценностно- нормативный формируются у учащихся старшего школьного возраста. Создание таких ситуаций требует от учителя большого педагогического мастерства, опыта, а также активной жизненной позиции и собственного морально-этического взгляда на проблемы развития науки . История становления фундаментальных физических теорий чрезвычайно противоречива, изобилует трагическими событиями, позволяет раскрыть внутренний мир, личностные характеристики ученых -первооткрывателей. 
   В среднем звене (7-8 классы) еще не время для формирования ценностного компонента мировоззрения посредством научного знания. Моя задача - удивить, заставить испытать чувство восхищения при первом знакомстве с предметом, постараться укрепить это чувство, не растерять интерес к познанию при усложнении учебного материала. В 7-9 классе формируется база знаний, тот фундамент, который и позволит мне говорить со старшеклассниками на более высоком уровне, используя философские категории. В 2019 -2020 учебном году уже все учащиеся переходят на новые государственные образовательные стандарты, согласно которым выпускник школы готов к исследовательской деятельности, что необходимо учитывать в работе.
   И вот тут настает время для формирования идеалов, ценностей, норм поведения , жизненно-практических установок. Учащиеся готовы к переосмыслению таких категорий, как пространство и время, к теоретическому моделированию (туннельный эффект, волна де-Бройля и др.), готовы давать нравственную оценку действиям ученых.
   Ведь можно в очередной раз просто говорить о законе сохранения энергии, а можно проследить трагическую судьбу Р.Майера и Л.В.Больцмана. При изучении фотоэффекта я не просто ставлю проблему, которая возникла перед исследователями, но и обращаю внимание на изобретательность А.Эйнштейна, который разгадал загадку посредством гипотезы Планка и недальновидного Р.Ленарда , бывшего сторонником гитлеровского режима. При изучении СТО А.Эйнштейна знакомлю учащихся с историей открытия и мы вместе пытаемся найти причину , почему знаменитая формула Е=mc² на самом деле является формулой А.Пуанкаре, а о нем нет ни слова в школьном учебнике. Я убеждена, что выпускникам не стоит «рисовать» красивую картинку развития науки, они вступают во взрослую жизнь и мы должны быть с ними правдивы. Я заставляю их сопереживать, анализировать причины неудач и радоваться успеху ученого, если он внушил им симпатию своей жизненной позицией.
   Метод проектов
   как педагогическая технология неразрывно связана с технологией проблемного обучения, а также ИКТ. Как уже было сказано выше, проблема урока может привести к теме собственного исследования. Принято считать, что результаты выполненных проектов должны быть конкретными, "осязаемыми", т.е., либо это решение теоретической проблемы, либо какое-то техническое решение. Таким образом, ученик сам конструирует свои будущие знания.
   Мои ученики, как правило, сами выбирают тему, заинтересовавшись той или иной областью знаний. В зависимости от степени погружения в проблему, результатом может стать как выступление на уроке, собственный проект, так и научно- исследовательская работа. Каждый год мы успешно принимаем участие, как в региональных, так и во всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.
   Однако, индивидуальные проекты не позволяют вовлечь в деятельность весь класс, поэтому я продумываю отдельные уроки, как правило, завершающие тему, которые позволяют каждому ученику поработать над своей темой. Приведу пример организации работы над проектами по теме «Оптические явления в атмосфере» Данный урок я провожу как заключительный после изучения волновой оптики. Учащиеся разбиваются на группы, учитель организует деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций:
     1. Почему небо голубое?
     2. Почему закат красный?
     3. Почему трава зеленая?
     4. Почему возникают миражи?
     5. Почему появляется радуга?
     6. Почему звезды мерцают?
 

   Несмотря на простые, казалось бы «житейские» вопросы, дать ответ учащимся оказывается не так-то просто. Учащиеся физико-математического профиля имеют прочные знания по волновой оптике, знакомы с законом Дж. Релея. Поэтому, моя задача на этом уроке заключается в том, чтобы подвести учащихся к решению проблемы, сделать так, чтобы это новое знание было получено самим учеником.
   Подобные уроки проходят очень продуктивно, поскольку сама природа дает нам богатейший наглядно-образный материал для восприятия. На этапе рефлексии, обсуждая, что получилось, а что вызвало проблемы, я предлагаю ученикам темы проектов для дальнейшего изучения:
     Цвет неба и загрязненность атмосферы; 
     Цвет заката и запыленность атмосферы;
     Цветовосприятие и дальтонизм;
     Исследование феномена миражей;
     Разгадка НЛО и др.
   Работая над своей темой, ученик самостоятельно проходит все этапы научного познания, формулирует собственное, ценностно-окрашенное отношение к проблеме, планирует и организует свою деятельность.
   Это значит, что метод проектов как педагогическая технология позволяет учителю развивать все перечисленные выше компоненты мировоззрения учащихся.
   ИКТ-технология
   Данная технология является скорее средством, позволяющим мне, как учителю, более эффективно достигать поставленных целей. Возможности использования компьютера и мультимедиа практически неограниченны. Использование ИКТ на уроке позволяет обогатить материал наглядными образами (сегодня мы можем наблюдать даже 3D- модели); воздействовать на изучаемое явление, изменив параметры; моделировать явления, недоступные обыденному восприятию и др.
   Я применяю информационные технологии на уроках физики также и в следующих направлениях:
     -мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
     -подготовка дидактических материалов для уроков;
     -использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
     -поиск необходимой информации в интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
     -применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.
   Уважаемые коллеги!
   Результаты моей деятельности будут заметны не сразу, поскольку формирование научного мировоззрения - достаточно длительный процесс. Моя задача заключается в том, чтобы разработать целостную систему уроков и внеклассных мероприятий, охватывающую период обучения с 7 по 11 классы, с учетом требований ФГОС.  Важно «не потерять» ни одного ученика, проследить становление каждого как личности.
   Моей дальнейшей задачей является определение критериев и показателей сформированности именно научного мировоззрения, по которым я смогу корректировать свою дальнейшую деятельность в этом направлении. 
 
 
   4. Список литературы
 
1.Лешуков А.П. Концептуальные основы реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Вологда, 2003
2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. [Текст] – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с.