Разработка мероприятия, приуроченного к 50-летию
 
полета первой женщины в космос Урок – викторина
 
 "12 апреля - День космонавтики"
 
 
Пояснительная записка к викторине «12 апреля - День космонавтики»
 
   Викторина, приуроченная к 50-летию полета первой женщины в космос, продолжает цикл уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование научного мировоззрения учащихся, а также решает и другие задачи. Само содержание учебного материала имеет огромное воспитательное и развивающее значение, помогает развивать ключевые компетенции школьников.
   За неделю до мероприятия были выбраны трое учащихся, которые пожелали самостоятельно изучить биографию знаменитых отечественных космонавтов: Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова. Инструктируя учащихся, я обращала их внимание на то, что за 2-3 минуты, которые будут им предоставлены, они должны так рассказать о своем герое, чтобы слушатели прониклись уважением, состраданием и гордостью за его подвиг. Это значит, что рассказ должен состоять не только из этапов биографии. Необходимо акцентировать внимание на особенностях личности, на поступках, заслуживающих уважения ( например, В.Терешкова в день первого полёта в космос сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио).
   Само мероприятие проводится в форме игры - соревнования между тремя космическими экипажами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам трех этапов. На первом этапе учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся движения спутников, космических ракет при старте с Земли или в открытом космосе, используя знания законов физики. Чтобы ответить на часть вопросов, необходимо решить задачу.
   На втором этапе по сценарию космические корабли выходят в открытый космос. Перед ними простираются просторы Вселенной. Вопросы, которые будут задаваться командам, взяты из курса астрономии, некоторые - на общее развитие.
   На третьем этапе командам предлагается провести собственное мини-исследование: провести эксперимент, сделать теоретические расчеты, отчитаться о результатах. Каждая команда получает комплект оборудования, среди оборудования есть лишние приборы, поэтому команды самостоятельно принимают решение о том, что им необходимо будет делать. Поскольку время ограничено, членам команды необходимо будет договориться: кто проводит измерения, кто выводит необходимые формулы, кто делает расчеты. В противном случае команда с заданием не справится.
   На этапе рефлексии каждому дается возможность высказаться: что понравилось, что вызвало затруднения и почему. Учитель получает информацию о том, насколько у учащихся сформирован познавательный интерес к изучению астрономии и космонавтики.
   Для усиления воздействия на учащихся используются наглядные и музыкальные эффекты (портреты космонавтов, презентации, музыка, видеофильм «Галактика»).
 
Цели
образования:
обобщение и углубление знаний по темам: кинематика, динамика;
установление межпредметных связей физики, астрономии, биологии;
формирование познавательных компетенций (умение учиться и оперировать знаниями, использовать источники информации для собственного развития);
формирование познавательного компонента мировоззрения
развития:
развитие социальных компетентностей (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, коммуникационные навыки)
воспитания:
воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки;
формирование ценностно-нормативного компонента мировоззрения при знакомстве с биографией отечественных космонавтов.
 
План мероприятия
1. Организационный момент (5 мин)
   Добрый день, друзья! Сегодня мы празднуем знаменательный день: именно 12 апреля 1961года человек впервые вышел за пределы земной атмосферы. Для нас с вами этот день вдвойне замечательный, поскольку первым человеком в космосе был наш соотечественник Ю.А.Гагарин Обычное будничное утро было прервано сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
   День 12 апреля стал доказательством осуществления самой смелой человеческой мечты- мечты о космосе. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики. К тому же, в этом году мы отмечаем 50-летие полета первой женщины, Валентины Терешковой, в космос.
   Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное космическое путешествие, в котором, преодолеть трудности вы сможете только с помощью своих знаний основных физических законов. Но, прежде чем мы отправимся в путь, вам необходимо присоединиться к выбранному вами экипажу.
2. Комплектование экипажа корабля (10 мин)
   За неделю до мероприятия были выбраны трое учащихся, которые пожелали самостоятельно изучить биографию знаменитых отечественных космонавтов: Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова. Инструктируя учащихся, я обращала их внимание на то, что за 2-3 минуты, которые будут им предоставлены, они должны так рассказать о своем герое, чтобы слушатели прониклись уважением, состраданием и гордостью за его подвиг. Это значит, что рассказ должен состоять не только из этапов биографии. Необходимо акцентировать внимание на особенностях личности, на поступках, заслуживающих уважения ( например, В.Терешкова в день первого полёта в космос сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио.)
   -Нам с вами есть чем гордиться : первый человек в космосе, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт; все они - наши с вами соотечественники. Я предлагаю вам выбрать корабль для путешествия: Восток, Восток-2, Восток-6.Итак, с кем бы вы хотели отправиться в путь?
   Учащиеся выступают со своими докладами. Каждый принимает решение, к какому экипажу ему присоединиться. Класс делится на команды. Расставляется заранее приготовленный реквизит (портреты космонавтов, эмблемы участников).
3.Подготовка к старту (10 мин)
   Ну что, поехали! (Звучит фрагмент песни про космонавта в исполнении И.Кобзона) От того, как вы ответите на вопросы, будет зависеть, насколько удачно стартует космический корабль. Вопросы задаются каждому члену команды. Требуется отвечать быстро, не раздумывая. Вопросы выводятся на экран ИД. Подсчитав баллы, учитель объявляет командам результаты.
   Вопросы команде «Восток»
1. Какие виды движения вы знаете?
2. Что такое первая космическая скорость?
3. С каким ускорением движется спутник вокруг Земли?
4. Что произойдет с ускорением свободного падения на планете, если вдруг масса планеты увеличится при
    прочих равных условиях?
5. Как может ракета двигаться, ведь она ни от чего не отталкивается?
   Вопросы команде «Восток-2»
1. Что такое равноускоренное движение?
2. Что такое вторая космическая скорость?
3. Что общего между полетом космического корабля в открытом космосе и падением человека, который
    споткнулся?
4. Что происходит с весом космонавта при посадке космического корабля?
5. Что произойдет с ускорением свободного падения на планете, если вдруг радиус планеты уменьшится
    при прочих равных условиях?
   Вопросы команде «Восток-6»
1. Можно ли назвать движение ИСЗ свободным падением?
2. Что такое третья космическая скорость?
3. Что произойдет с периодом обращения спутника вокруг Земли, если радиус обращения увеличится
    при прочих равных условиях?
4. Какая сила заставляет спутник вращаться вокруг Земли?
5. Что происходит с весом космонавта при старте космического корабля и почему?
3. Выход в открытый космос (15 мин)
   Молодцы, наши корабли успешно стартовали с Земли. (Учитель подсчитывает ошибки, вносит в итоговую таблицу результатов.) И теперь вы преодолеваете силу тяжести Земли и выходите в открытый космос. Перед вами удивительно красивое звездное небо.(На экране фильм «Галактики»). Для того, чтобы успешно добраться до места назначения, вам пригодятся знания астрономии. Ведь недостаточно любоваться красотой звездного неба, наша Вселенная познаваема и это не менее прекрасно. Я буду задавать вам вопросы от простого к сложному. Команда, первая ответившая на вопрос, подает знак. Капитан команды дает ответ. Если ответ не засчитывается, право ответа переходит к следующей команде. Итак, в путь!
1.Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
2.Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
3.В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
4.Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
5.Кто создал геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
6.Самая ближайшая к Солнцу планета…(Меркурий)
7.Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня)
8. В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
9.Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
10.Основной метод исследования небесных тел в астрономии
11. Назвать и дать определение физического явления , лежащего в основе работы спектроскопа
12.Кто из ученых и как смог объяснить происхождение линейчатых спектров излучения и поглощения атомов?
13. Объяснить, как движется планета вокруг Солнца, используя второй закон Кеплера
14. Объяснить причину возникновения полярного сияния.
15 На каком этапе эволюции находится Солнце и что ожидает звезду в дальнейшем?
3. Выполнение собственной миссии (10 мин)
   С самого начала космической эры (октябрь 1957 г.) люди непрерывно искали новые пути исследования космоса. Космонавты прошли по поверхности Луны, они могут теперь долгие месяцы жить и работать на космических станциях. Роботы, путешествующие в космических кораблях, уже исследовали почти все планеты Солнечной системы и изучали Солнце, кометы и астероиды. Многие непосвященные люди задаются вопросом: кому это нужно? Какую пользу человечеству приносят эти исследования? Сейчас каждая команда выполнит свою миссию, проведет собственное исследование в космосе и доложит нам о своем результате.
Задание для 1 команды
   Перед вами обычная картофелина. С помощью предоставленных приборов воссоздайте для нее условия космического корабля . Рассчитайте все силы, действующие на картофелину в земных условиях. Ответьте на вопрос:
- Какие физиологические изменения в организме происходят в условиях невесомости?
Оборудование: кусочек картофеля, отливной сосуд с водой, мензурка, соль пищевая, динамометр, секундомер.
Задание для 2 команды
   Известно, что при старте ракеты космонавты испытывают четырехкратную перегрузку. С помощью предлагаемого оборудования создайте для грузика такие же условия. Ответьте на вопрос:
-Какие физиологические изменения происходят в организме в состоянии перегрузки?
Оборудование: грузик на нити, линейка, секундомер, динамометр, сосуд с водой.
Задание для 3 команды
   С помощью предложенного оборудования измерьте массу двух тележек. Вы находитесь в состоянии невесомости. Сделать необходимые теоретические расчеты. (трением тележек о стол пренебречь) Ответьте на вопрос:
- Перечислить законы физики, которые не выполняются в состоянии невесомости
Оборудование: Две тележки разной массы, секундомер, метровая линейка.
4. Подведение итогов( 5 мин)
   -Уважаемые космонавты, доложите нам о результатах своих исследований. К доске выходят капитаны команд, формулируют проблему и методы ее решения, демонстрируют эксперимент. Обсуждаем предложенный вариант, правильность выбора оборудования. Учитель проставляет баллы в итоговую таблицу, подводит итоги.
5. Рефлексия (5 мин)
   - Сейчас я хотела бы наградить лучших космонавтов-исследователей космоса.
Вызываются самые активные участники игры и награждаются сувенирами с космической символикой.
   - Наше мероприятие подходит к концу. В очередной раз мы отдаем должное подвигу первых космонавтов - наших соотечественников. Роль нашей страны в изучении космоса переоценить невозможно. Скоро вам предстоит обучение в технических ВУЗах, и кто знает, может кто-то из вас продолжит раскрывать загадки Вселенной.
   Давайте обсудим:
- Что вам сегодня понравилось больше всего? Что вы запомните надолго?
-Какие затруднения вы испытывали при работе в группах?
-Каких знаний не хватало для ответов на вопросы?
-Появилось ли у вас желание побольше узнать о первых космонавтах, об этапах развития отечественной космонавтики?
Всем спасибо за сотрудничество.